Декларирование и сертификация на маркетплейсах.
09.06.2023
Рост продаж на маркетплейсах привел к повышению государственного контроля над этой сферой. Его основная задача сводится к защите интересов потребителей в части качества и безопасности реализуемой продукции. Для товаров необходимо получить сертификат или декларацию соответствия, а по ряду категорий — отказное письмо.
Сертификация или декларирование продукции — это обязательные требования, зафиксированные на законодательном уровне. При запросе документации маркетплейс опирается на следующие нормативно-правовые акты:
- ФЗ 2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. (продукция должна быть качественной и безопасной, чтобы полностью исключить нанесение вреда здоровью человека);
- Гражданский Кодекс РФ;
- Постановление Правительства РФ № 2425 от 23.12.2021 г (представлен исчерпывающий перечень продукции, подлежащий проверке соответствия).
Требования по предоставлению сертификационной документации распространяются на следующие категории продукции:
- на продовольственные товары;
- на товары для дома и сада;
- на товары для животных;
- на бытовую технику;
- на автотовары;
- на игрушки для детей;
- на канцелярские принадлежности;
- на парфюмерные и косметические средства;
- на одежду;
- на спорттовары;
- на товары для творчества;
- на электронику и т. д.
Ниже приводится список товаров, не требующих сертификации – но на них нужно обязательно оформить декларацию соответствия.
- продукция санитарно-гигиенического назначения;
- галантерейные принадлежности из пленочных материалов (исключая предназначенные для детей);
- посуда одноразовая и многоразовая (кроме изделий для детей в возрасте от 0 до 3 лет);
- бытовая химия;
- хозяйственные ножи, посуда из чугуна;
- оборудование для ж/д транспорта;
- смазочные масла;
- чугунная посуда;
- минеральные удобрения;
- материалы для художественного творчества;
- картон, фанерные товары, спички.
Если товар, который требуется разместить на продажу в маркетплейсе, не подлежит обязательной сертификации или декларированию, то продавец может оформить:
- добровольный сертификат;
- декларацию;
- оформить отказное письмо.
Для работы на маркетплейсе необходимо получить один из перечисленных документов. Они разделены по регламентам, но наделены одинаковой юридической силой. Что касается оформления, то сертификат соответствия предоставляется на фирменном бланке аккредитованного центра с высокой степенью защиты от подделок. Декларация регистрируется в Едином реестре и подписывается ЭЦП.
Отказное письмо предоставляется на бланке аккредитованного центра или на листе А4. В документе указываются данные заявителя, коды ТН ВЭД, описывается продукция и отсутствие потребности в прохождении сертификации со ссылками на нормативно-правовые акты.
Торговые площадки могут запросить разрешительные документы в любой момент сотрудничества. Обычно пакет не требуется для регистрации, что обусловлено возможностью тестирования сервиса и выбора рыночной ниши. Однако, это не снимает ответственность с продавца.
ФБУ «Забайкальский ЦСМ» оказывает информационно-консультационные услуги по оформлению декларации. Более подробно об услуге можно узнать в отделе технического регулирования и стандартизации по адресу: г. Чита, ул. Кайдаловская, 8 или по телефону: 8(3022) 21-80-10 доп.:8.